leon_rumata (leon_rumata) wrote,
leon_rumata
leon_rumata

Category:

Осирис – Христос?

Более пяти тысяч лет назад был создан в долине Нила миф о боге Осирисе, страждущем и умирающем подобно человеку; о боге, в смерти своей над смертью восторжествовавшем и ожившем вновь; о боге, который после своего чудесного воскресения стал повелителем «царства мертвых», властелином «того света».

Культ Осириса был близок и понятен простому народу Египта. В нем находил он утешение; в Осирисе, познавшем зло и скорбь жизни, прошедшем сквозь муку смерти, видел он своего защитника и покровителя.

Христианство распространялось в Римской империи первоначально среди рабов и бедноты: их привлекал «демократизм» учения Христа, обещание личного спасения, проповедь воскрешения и блаженной жизни после смерти в этом мире.

Эти черты христианской религии имеют египетские корни. Глубокая связь мифа о Христе с древнеегипетским мифом об Осирисе появляется во многих обрядах церковных таинств, особенно в таком значительном, как весенний праздник воскресения Христова — пасха.

Совершая мистерии в честь чудесного воскрешения Осириса, торжественное шествие египтян отправлялось к Нилу в поисках мертвого тела бога, убитого злобным братом. Естественно, тело Осириса не находили и это означало, что бог-человек воскрес.

Крестный ход во время христианской пасхи, также как в Египте десятки столетий назад, отправляется на поиски мертвого тела. И отсутствие этого тела, как и в мистерии Осириса, означает воскресение того, кто «смертью смерть попрал». Об этом чудесном воскрешении радостно извещает хор, возглашая: «Христос воскрес».

В христианской религии отразились представления, связанные и с божественной супругой Осириса — Исидой. В египетской мифологии она предстает прежде всего как женщина-мать, бесконечно любящая своего чудесно рожденного сына Гора (по другой версии легенды, найдя тело Осириса, превратившаяся в соколицу Исида опустилась на труп своего мужа и чудесным образом зачала от него сына Гора). Материнская любовь, чувство глубоко человеческое, понятное всем, олицетворением которого была Исида, сделало ее заступницей всех египетских матерей. Культ Исиды был необыкновенно популярен в народе, ее почитали повсеместно.

В VI–V вв. до н. э. культ египетской богини-матери проникает в Грецию. В эллинских городах воздвигаются храмы Исиде. В 333 г. до н. э. египетским купцам было разрешено построить храм Исиды даже в Пирее, гавани Афин. Около II в. до н. э. через греческие колонии в Сицилии и Южной Италии культ Исиды проникает на территорию Римской республики. Храмы, часовни, святилища Исиды строятся и в самом Риме, и по всей Италии. Постепенно культ египетской богини-матери проникает в римские провинции. Развалины святилища Исиды были не так давно обнаружены на территории Венгрии. Богиня-мать была покровительницей селения Лютеция, ныне известного как великий и славный Париж.

Даже после того как Франция приняла христианство, статуя богини Исиды, объявленной христианской святой, вплоть до 1514 г. (!) стояла на южной стене аббатства Сен-Жермен-де-Пре. Таким образом, в центре Франции Исида на добрую тысячу лет пережила свою популярность на родине, ибо ее культ в Египте угас в V в. н. э.

Образ Исиды был воспет и прославлен гениальным искусством Древнего Египта. Причем именно египетское искусство впервые в мире создало глубоко поэтичный символ материнства, изобразив женщину с ребенком на руках. В египетском искусстве Исида, как правило, предстает перед нами кормящей грудью своего сына Гора или держащей его на коленях.

Нет ничего удивительного в том, что сложившийся в Египте идеал женщины-матери оказал огромное влияние на иконографию христианской девы Марии, которую обычно изображают с младенцем Христом на руках.



В христианскую иконографию перешли и многие представления египтян о страшном суде. Осирис, так же как и Христос, после чудесного своего воскрешения не возвращается на землю людей, а уходит в мир иной, в царство мертвых. Там царь Осирис правит египетским раем — Полями Даров. В этом раю может воскреснуть каждый египтянин, воскреснуть для вечной жизни в стране, где нет ни бедных, ни богатых, где все равны и счастливы. Но для того чтобы попасть в землю обетованную, в поля блаженных, нужно иметь безгрешное сердце. Душа умершего человека обязана это доказать.

Представление о суде царя мертвых Осириса оказало огромное влияние на христианское осмысление страшного суда. Так, для того чтобы узнать, грешно ли сердце человека, боги Анубис и Гор взвешивали сердце его на весах, стоящих в зале, где Осирис творил свой суд над душами. Известно, какое важное значение имели весы правосудия и в христианском учении о загробной жизни.


Источник

Оригинал взят у digitall_angell в Осирис – Христос?
Subscribe

  • Сталин и Булгаков

    Сложный разговор на сложную тему. Любителей простых ответов на сложные вопросы просят не беспокоиться...

  • Еще один памятник Сталину

    В Сургуте установили бюст Сталина Общественники установили бюст Иосифа Сталина в Сургуте 15 сентября и готовы к суду, если памятник признают…

  • Сталин против Троцкого: кто победил?

    Сегодня — годовщина смертельного ранения Л. Д. Троцкого ледорубом Рамона Меркадера (умер Лев Давидович днём позже, 21 августа). Для…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments