leon_rumata (leon_rumata) wrote,
leon_rumata
leon_rumata

Categories:

О ТВОРЧЕСТВЕ и о "свободе творчества"

Свобода приходит нагая,

Бросая на сердце цветы,

И мы, с нею в ногу шагая,

Беседуем с небом на "ты".

Велимир Хлебников


  • В эпоху Перестройки много и пафосно вещалось о свободе творчества. Мятущиеся публицисты разражались откровениями на тему «Как дура-цензура убивает художественную мысль». Читателю и зрителю открывались произведения, когда-то положенные на полку. Что в итоге? Пара-тройка действительных шедевров на фоне псевдо-заумной мути или — откровенной халтуры, однако же, интеллигенция делала вид, что закатывает глаза от умиления, а не потому как скучно, тускло, претенциозно и совсем не Бертолуччи. Рок-музыканты превратились в этаких «мэтров гласности» - не пропадали с телеэкранов и в основном трепались о вольном самовыражении, уча Горбачёва, а потом и Ельцина «правильной» демократии...

    Но вернёмся в наши дни! Сразу после Нового Года в блогах промелькнул фрагмент из «Кинопанорамы» двадцатипятилетней давности — гений советской режиссуры искренне радовался падению системы, которая все годы — как вдруг выяснилось - нещадно его давила и заставляла идти против убеждений. Поучала на партсобраниях. Принуждала городить конъюнктурную ахинею, а иначе — отказ от профессии, забвение, а то и — государева кара. И вот теперь, когда спёртый воздух тоталитаризма наконец-то сменился Wind-ом of change, мы понаделаем разных шедевров. Под cut-ом отрывок из типового шедевра того времени. Настолько типового, что даже противно.



    Кому понадобилось вспоминать сию болтовню четвертьвековой давности? Нам. Потому что в новогодние каникулы, как, впрочем, и все эти годы, мы опять смотрели похождения доктора Лукашина, страдания тётушки Чарли и танцы Мэри Поппинс. То самое «никудышное» советское кинишко, состряпанное под руководством Славы КПСС и в согласии с высочайшей цензурой. Зато современные недо-блокбастеры можно смотреть только один раз, не до конца и лучше всего вполглаза, даже если их снимают наши киноклассики, кое-что помнящие о мастерстве и совести. Один из них честно выразил общую идею: «Теперь мы зависим от диктатуры продюсера».

    Господа-ваятели сменили одни вериги на другие, а власть догмы — на диктатуру банкноты. Но свобода творчества формально присутствует - никаких Агитпропов и никакой Фурцевой! «Твори – выдумывай-пробуй!», как сказал поэт Маяковский. Но не пробуется. Не творится - не пляшется. И не поётся. А если поётся, то сладенькую попсу, ибо выводить классические рулады — это физически тяжело, требует морально-духовного напряжения и - скудно спонсируется. Простой народ любит блестящее, пряное и сексуальное. Поэтому пой, Вася, песни «для ног» и надень-ка фосфоресцирующие боты. На самом деле, Художник вообще не бывает свободным. Никогда. Он всегда — для кого-то и зачем-то. При царях и генсеках — служит. При дельцах — развлекает. И только акционист Пётр Павленский...наверное свободен.


  • ДАЛЕЕ - ТУТ!

Оригинал взят у zina_korzina в А где шедевры-то?
Tags: КАТАСТРОФА 1991, ЛИБЕРАЛИЗМ, ЛИБЕРАСТЫ, ОБЫКНОВЕННЫЙ КАПИТАЛИЗМ, РАБОТА НАД ОШИБКАМИ, РАЗРУШЕНИЕ СССР, СОВЕТСКАЯ ПЛАТФОРМА, СОВЕТСКОЕ ИСКУССТВО, СОВЕТСКОЕ КИНО, СОВЕТСКОЕ НАСЛЕДИЕ, СССР, ТВОРЧЕСКАЯ ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ, ТВОРЧЕСТВО
Subscribe

Posts from This Journal “СОВЕТСКОЕ ИСКУССТВО” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments